Сказка о потерянном времени

Е. Л. Шварц

Сказка о потерянном времени

    Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всёСказка о потерянном времени. Волшебники. время отставал--и по русскому, и по арифметике, и даже по пению.

       Успею!--говорил он в конце первой четверти.- Во второй вас всех догоню.

    А приходила вторая--он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

    И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфель по загородке и крикнул:нул:

   Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко! А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:лок:

-  Кто меня зовёт?

Это  я,  Петя  Зубов,- отвечает  мальчик. А почему у тебя сегодня голос такой хриплый?- спрашивает тётя Наташа.

       А   я   и   сам   удивляюсь,- отвечает   Петя,-Вдруг охрип ни с того ни с сего.

    Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:нет:

-     Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

- Тётя Наташа, что с вами?

- Как что?-отвечает тётя Наташа.--Вы говорили,  что вы Петя Зубов,  а  на  самом  деле  вы, должно быть, его дедушка.

- Какой  же  я  дедушка?-спрашивает  мальчик.- Я - Петя, ученик третьего класса.

       Да вы посмотрите в зеркало! - - говорит тётя Наташа.аша.

    Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросла у него седая окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

    Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

    Крикнул он басом: «Мама!» - и выбежал прочь из школы.

    Бежит и думает: «Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало».

Прибежал Петя и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

    Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив седую бороду, и чуть не плачет.

       Вам кого, дедушка?-спросила мама наконец.

Ты   меня   не   узнаёшь?--прошептал   Петя. Простите -- нет,-- ответила мама.

    Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

Идёт и думает:

    «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы,  ни  детей,  ни  внуков,  ни  друзей...  И  главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики -те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже пенсии не дадут -ведь я всего только три года работал. Да и как работал--на двойки да на тройки.

   Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»

    Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.Сказка о потерянном времени. Петя Зубов.

    «Хорошо бы отдохнуть»,- подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик. Вошёл Петя в домик - хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола - - четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено. Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слёзы бородой и уснул.

    Просыпается Петя--в комнате светло, керосиновая лампа горит над столом. А вокруг стола сидят ребята--два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счёты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут:

      Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три... Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

    Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

    Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

    Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами этого не заметили. А время, потерянное ребятами, забрали

волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята - старыми стариками. Как быть? Что делать? Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

    Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович, главный из них, не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах. Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него. Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

       Господа волшебники! Знайте, ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

- Как?-воскликнули волшебники.

- Сейчас скажу,- ответил Сергей Владимирович.

    Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

    Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Петю. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

    - К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята,

которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи

сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

    Помолчали волшебники. Потом Ольга Капитоновна сказала:

-     Откуда им всё это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

       Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

    - Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются.

       Так-то оно так,-- ответил Сергей Владимирович.-- А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки -нам тогда и с места не сдвинуться. Ну, а пока нечего         

время терять--идём на работу.- И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

    Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

    Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов - идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал Петя Зубов к ней и спрашивает:

      Скажите,    пожалуйста,    бабушка,- вы    не школьница?

Что-что?--спросила старушка сурово. -Вы  не третьеклассница?-прошептал  Петя робко.

    А старушка как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного - - дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики--скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают тротуары песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

    Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно--настоящие, не третьеклассники. Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью - это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик -начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

    Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей - нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

    Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил. Увидел он - сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.Сказка о потерянном времени. Старушка.

- Подожду! - сказал он сам себе.- Посмотрю, что она дальше делать будет.

    А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету--Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! - и принялась читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

    Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела на снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

    Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

    Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

-Бабушка!   Честное   слово,   вы   школьница!

    Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

       Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

    Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней:

- Бабушка! Вы школьница?

- Школьница,- отвечает старушка.-- Ученица третьего класса, Наденька Соколова. А вы кто такие?

    Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали последнего своего товарища искать.

    Но он как сквозь землю провалился. Куда только не заходили старики: и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки,- пропал мальчик, да и только.

А время идёт. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало? Вдруг Маруся закричала:

-     Смотрите! Смотрите!

    Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

    Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.

    Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы».

Ты школьник?-спрашивают.

    - А как же!--отвечает он.--Ученик второго класса, Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

    Чтобы не терять времени даром, сели они все вчетвером в трамвай и поехали за город к лесу.

    Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место.

-     Садитесь,   пожалуйста,   дедушки,   бабушки. Смутились    старики,    покраснели    и    отказались.

А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

    - Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались,   устали.   Сидите   теперь,   отдыхайте.

    Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом.

    Но тут их ждала новая беда. Заблудились они в лесу. Наступила ночь, тёмная-тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

    - Ах, время, время!--говорит Петя.--Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику - - боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

    Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистил небо от туч и засияла на небе полная луна.

    Влез Петя Зубов на берёзу и увидел - - вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.

Спустился   Петя   вниз   и   шепнул   товарищам: Тише! Ни слова! За мной!

    Поползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

    Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

-Они спят!- сказала Маруся.

-Тише! - - прошептал Петя.

    Тихо-тихо открыли ребята двери и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам часов и - раз, два, три - закрутил их обратно, справа налево.

    С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.Сказка о потерянном времени. Они снова стали детьми.

- Поднимите меня,- закричал Петя.- Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

    Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом, и последнем, обороте стрелок вскрикнули волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.

    Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

    Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Сказка о потерянном времени

На главную
Яндекс.Метрика